ПУТЕШЕСТВИЯ

Загадка Матуа

Загадка Матуа

Этот остров – один из немногих необитаемых островов, входящих в Большую гряду Курил. Но именно он, этот небольшой участок суши, таит в себе столько тайн, что их вполне хватило бы на все Курильские острова. Чуть более полувека назад здесь бурлила жизнь – причем не только на земле, но и под землей.

Полноправные хозяева

Сегодня остров Матуа абсолютно безлюден, хотя мы владеем Курилами с 1945 года. Здесь нет ни рыболовных пунктов, хотя рыба вокруг острова кишмя кишит, ни туристических баз, хотя там есть что посмотреть. В устье единственной на весь остров реки Хесупо когда-то обитало племя айнов в количестве двухсот человек. В 1885 году всех айнов с Курил японцы переселили на остров Шикотан. Сегодня об аборигенах ничто не напоминает, зато об оккупировавших остров японцах сообщает каждый клочок суши. Выселив айнов, жители Страны Восходящего солнца поставили на Хесупо сторожевой пост, метеостанцию, станцию по охране котиков, рыболовный пункт, песцовый приемник. И это было только начало. Со временем потомки самураев решили перевести на Матуа 41-й отдельный полк армии Японии. Остров и без того надежно защищен со всех сторон неприступными скалами и высокими берегами, так новые хозяева возвели еще тут целую сеть укрепительных сооружений. В качестве рабочей силы использовали то ли военнопленных китайцев, то ли корейцев, то ли и тех и других вместе взятых. И вот первая загадка: на острове нет ни одного захоронения. Возникает вопрос: неужели люди не умирали? Климат там суровый, а японцы вряд ли особо церемонились с пленными. Может, тела увозили отсюда и предавали земле в другом месте? Или бросали в море? Последняя версия выглядит наиболее правдоподобно. Как бы там ни было, но эту тайну японцы не выдают до сих пор, как, впрочем, и остальные.

По всем законам военного искусства

avto

avto

К концу войны Матуа превратился в неприступную крепость посреди океана. Он представлял собой подобие муравейника – настолько был изрыт подземными переходами, галереями, ходами, противотанковыми и противопехотными траншеями, артиллерийскими и пулеметными дотами. Эти подземные коридоры, порой двух- и даже трехэтажные, постоянно петляли, образовывали тупики и лабиринты. Наземные постройки, не менее змеистые, соединялись между собой единой подземной галереей. То есть, находясь в одном конце острова, можно было совершенно спокойно попасть в другой по подземному переходу. Почти везде по верхней линии обороны шла узкоколейка, по которой ходили вагонетки для централизованной подачи боеприпасов. Все доты располагались не абы как, а в определенной последовательности – чтобы как можно лучше использовать перекрестный огонь. Сейчас все доты находятся в прекрасном состоянии, несмотря на то, что японцев тут не наблюдается с 1945 года. Что и говорить, военные инженеры получали свои йены не за красивые глаза.

Особый восторг вызывает и то, как японцы обустроили свой быт на острове. Каждому офицеру в отдельной казарме полагалась своя маленькая комнатка с узким коридором. Комнаты обогревались печками, а несколько печей отапливали баню. В парной имелся небольшой бассейн, вода в котором, судя по всему, постоянно подогревалась. Водные процедуры наверняка доставляли японцам удовольствие: раздевшись, они заходили в баню, садились на теплые каменные сидения по краям бассейна или плескались в горячей воде.

Еще одна достопримечательность – сопка высотой почти 125 метров, возвышающаяся над окрестностями и уступавшая лишь хозяину острова – вулкану Фуё, или Сарычева. Сопка имеет настолько правильные очертания, что сразу ясно -- она искусственная. В сопке располагался целый комплекс сооружений – казармы для солдат, госпиталь, штаб, склады и пр. И здесь строители показали все, на что способны: все камни тщательно обтесаны и идеально подогнаны друг к другу.

Аэродром с подогревом!

Однако все постройки не идут ни в какое сравнение с аэродромом. Это просто шедевр военно-инженерного искусства, не зря японцы им так гордились. Две параллельные полосы длиной по 1570 метров и шириной 35 метров были покрыты превосходным бетоном. О его качестве можно судить хотя бы по тому, что он сохранился в лучшем виде, на нем совсем нет трещин. А ведь за взлетной полосой уже давно никто не ухаживает. Аэродром расположен так, что ветра, дующие на Матуа, не мешали ни взлету, ни посадке самолетов. Но самое поразительное -- взлетное поле с… подогревом! К полосам из местных термальных источников, бьющих на склоне вулкана, по специальной забетонированной канаве подводилась вода, имеющая одинаково высокую температуру круглый год. Желоба шли между двумя параллельными взлетными полосами, и под каждой из них были проложены трубы. По ним горячая вода и циркулировала. И так – во всю длину полос, после чего она уходила в третью полосу, затем разворачивалась и шла обратно. В итоге аэродром находился в полной боевой готовности круглый год. Даже в самые лютые морозы и снежные бури стоял как новенький. Его не нужно было чистить ни от наледи, ни от снега. Но именно аэродром оказался «слабым звеном» -- его регулярно бомбили американцы. После каждой бомбардировки японцы латали дыры на взлетной полосе, о чем говорят хорошо сохранившиеся в наше время заплатки.

Дух острова

В августе 1945 года, после капитуляции Японии, власть на Матуа в очередной раз поменялась. Японцы позаботились о том, чтобы скрыть от русских свои секреты. Времени на то, чтобы уничтожить все имеющееся там военное имущество или скрупулезно спрятать его до лучших времен, было предостаточно. Как потом наши ни искали трофеи, ничего достойного найти не удалось. А ведь техники было так много, что каждый здравомыслящий человек понимал: все вывезти невозможно. Но не могло же оно провалиться сквозь землю! И это – очередная загадка. Есть мнение, будто японцы действительно все «провалили» под землю, а входы в подземные склады взорвали. Не исключено, что всю военную технику утопили в море, как тех бедных военнопленных, от которых на острове не осталось следа. А потом еще и сама природа позаботилась о том, чтобы скрыть от новых хозяев все лишнее. Дело было так.

В 1946 году остров находился уже под советским флагом. Там стояли пограничная застава и воинская часть, имелось два поселка – Сарычево и Губановка. 4 ноября местные заметили подозрительный дымок над соседним островом Расшуа – там тоже был вулкан. Но он попыхтел немного, да успокоился, а вслед за ним успокоились и жители. И вдруг 7 ноября – словно залп с «Авроры» к годовщине Октябрьской революции - вулкан рвануло. Произошло извержение такой силы, что на острове было уничтожено все живое. Каменный град падал в океан на расстоянии пяти километров от берега. Засыпало даже соседний остров Топорковый, что в семи километрах. Наши войска задействовали все корабли и лодки, что были на Матуа, чтобы увезти людей.

Спустя некоторое время застава возобновила свою работу, но нашим фатально не везло на Матуа. В 1952 году под снежной лавиной погибло шестнадцать пограничников. Потом в штольни провалилась целая группа солдат. Сколько ни искали их тела – безрезультатно. В 2000 году погранзастава сгорела, и пограничники навсегда покинули остров. С тех пор он так и стоит заброшенный, и только птицы и звери хозяйничают на этом клочке суши. Кажется, дух Матуа – а он нем твердили еще айны – не позволяет чужакам прижиться на острове.

Любовь ШАРОВА

Источник - oracle-today.ru